подари, подари...
О плюсах и минусах подарков в переговорах.
Плюсы:
1. Они подкрепляют имидж вашей компании, как богатой и успешной.
2. Они рефлекторно улучшают настроение собеседника. (Это так работает, ничего не сделать! Отслеживайте и себя на этом.)
3. Брендованный подарок удлиняет первые два пункта на пару месяцев.
4. Снимает большую часть остаточного негатива в случае вашего сбоя в работе.
Минусы:
1. Сложно будет приходить без подарка
2. Если есть резкое неприятие идеи работы с вашей компании, человек может усилить это раздражение: "Задабривают!"
Выводы:
Подарок нужен, если:
1. Отношения с клиентом нейтральные или положительные и вы хотите их улучшить
2. Вы готовы дарить подарки в дальнейшем
3. Вы только что исправили свою же оплошность в работе, создавшую неудобство клиенту.
Нельзя дарить, если:
1. Это единоразовая акция "а подарим-ка мы в этом году всем клиентом по подарку на новый год!"
2. Вы в плохих отношениях с клиентом или в острой стадии конфликта.
Касательно брендованных подарков: они работают дольше, как следствие их соотношение цена/качество выше. Эффект от одной брендованной ручки равен эффекту дарения простой ручки каждый день. Следовательно, если затраты на обычную ручку были 1 доллар, на брендованную 3 доллара, то отработала она как 30 ручек по 1 доллару, то есть на 30 долларов.